Выбрать профессию – выбрать судьбу?

Совсем скоро для множества молодых людей прозвенит последний школьный звонок

А вместе с ним закончится детство и откроются разные дороги взрослой жизни. Какими они будут эти дороги? Тернистыми или легкими, прямыми или витиеватыми? Как найти свою, которая сделает счастливым?

Утверждают, что человека человеком делает именно труд. Поэтому большую часть своей жизни мы проводим на работе. И считается, что настоящее счастье иметь работу, которая не только обеспечивает наше благосостояние, но и приносит удовольствие. Что и как выбрать? Кем быть, чему учиться? Сколько тревог и сомнений в этих вопросах, задаваемых самому себе. В разные времена это происходило по-разному. Какова реальность для тех, кто сейчас стоит на пороге вступления во взрослую жизнь?

Лидия Кулябина — к.полит.наук (Дипакадемия МИД РФ), преподаватель УдГУ, грандополучатель программ Fulbright (США) и Erasrus + (ЕС), приглашенный лектор Университета Масарика (Брно, Чехия), автор курса для старшеклассников «Навык мышления».

Родители выбирают ребенку профессиюВажно понимать и разделять 2 вещи. Есть необходимость, связанная с выживанием в этом мире, когда работа — источник дохода. И есть профессия как путь и средство самореализации.

Часто родители ориентируют детей на способ заработка. Социальные рамки успешности – это то, как ты можешь обеспечить себя, семью, свое будущее. Так у нас сложилась система выбора профессии. Человек выбирает меньшее из зол: соотносит список профессий, выбирая как минимум те, от которых не воротит, и определяет, чем мог бы заниматься. Дальше можно плыть в общем потоке, управляя тем, что позволяют достичь твои способности. А можно выбрать направление, так сказать, «против шерсти», идя своим путем, не смотря на советы окружающих. Таких людей меньшинство, особенно среди юных. Но пойти против мнения общества и поверить в то, что я могу и должен именно этим заниматься, нужна отвага. Здесь может быть либо особый, явный талант, либо глубокое внутреннее убеждение. Таких немного.

Наша система образования построена таким образом, что креативность и индивидуальность выкорчевывают на корню. Система ригидная, практически аграрно-индустриальная и готовит совершенно к другим реалиям, давно канувшим в прошлое. Поэтому детям очень трудно: школа ориентирует на одно, родители — на другое. А то, на что следует ориентировать в современном мире, с ними никто об этом не говорит.

Выбор професииМожно выделить 10-12 навыков, которые в школе, в большинстве своем, не формируются вообще. Эти навыки необходимы современному человеку независимо от профессии. Например, навык тайм менеджмента. За детей эту роль выполняют родители — формируют за них график, планируют день, заполняя все свободные «окна», чтобы «не занимались всякой ерундой». Не развиты коммуникативные навыки, нет знаний иностранного языка как средства коммуникаций. Нет навыков управление финансами, личным бюджетом, а также навыков саморефлексии и самопрезентации, что очень важно для выживания на современном рынке труда. Навык мышления замещен заучиванием и пересказыванием учебника без всякого логического осмысления (оно часто формально).

Следует заметить, что в обществе всегда существует несколько укладов параллельно. Один — высокотехнологичный и там перспективы, возможности. Другой – постиндустриальный, он характеризует поколение большинства современных родителей. Мы понимаем, что унификация советского периода уже не существует, но как все изменилось до конца не понимаем. Одновременно есть и аграрно-индустриальный уровень, сохранившийся в поселках, где еще выход в интернет редкость и понятен только молодым. С точки зрения счастья, или психологического здоровья и физиологического выживания его представители, пожалуй, крепче. Вопрос в том, чего хочет родитель для своего ребенка. Но ребенку жить в будущем и от него зависит, каким оно будет.

В то же время, сейчас уникальный период, когда общество в нашей стране не дает никакого социального заказа. Взрослое поколение выросло в ситуации массового запроса, которого сейчас нет. Многие по привычке считают, что экономисты и юристы востребованы и популярны. Но в том качестве, в котором этих специалистов готовят, они уже давно никому не нужны и массово не могут найти работу. Те, кто учатся на экономистов и юристов, оказались между инновационной сферой и аграрным сектором. Хотя экономические и юридические знания для современного человека являются важной частью базового образования и необходимы каждому, как ликбез.

Для государства это плохо, так как нужна стратегическая линия развития. Зато для конкретного человека, с точки зрения самореализации, это просто идеальный вариант. Вы никому не нужны — ни работодателю, ни государству. Только близкие переживают за детей, их необходимо вывести в люди. Но им часто не интересно, чем Вы будете заниматься. К сожалению, люди видят в этом обреченность вместо того чтобы увидеть в этом СВОБОДУ ВЫБОРА.

Необходима перестройка сознания

выбор профессии важен
Такая ненужность дает возможность посмотреть вглубь себя и открыть там что-то. В наше время успешны те люди, которые основываются на понимании своих внутренних потенциалов. Успеха сейчас можно достичь, занимаясь чем угодно – от макраме, до создания программы развития детей до 2 лет. Это может быть то, что раньше казалось ерундой и воспринималось как узкая сфера услуг, или считалась просто хобби, развлечением. Но на этом люди делают деньги. Эта инновационность связана и с технологиями, и с тем, что все больше профилируется сфера услуг, мелко сегментируется. Заработать и реализовать себя можно в совершенно непредсказуемых новых нишах, которых еще до Вас никто не увидел. Увидеть это можно своим внутренним зрением заглянув глубже в себя.

А мы часто действуем старыми схемами, которые не работают. Поэтому родителям необходимо сначала провести инвентаризацию своих устремлений по поводу будущего своего ребенка. Тот рынок труда, который им знаком, уже сильно изменился и не такой как 20-лет назад. Есть исследования, что к 2040 году порядка 50 профессий не будет существовать вообще. Среди них профессии переводчика, корреспондента — журналиста и фотографа (но не фотохудожника). Это связано с новыми технологиями, развитием социальных сетей.

Сейчас мало ориентироваться на номенклатурное название профессии, функционал постоянно может меняться, например, у системных администраторов. Надо понимать в чем суть профессии и происходящего прогресса. Здесь большинство родителей не могут помочь, ориентируя на свои старые представления или вообще свои собственные несбывшиеся мечты. Сейчас в течение жизни одного поколения происходят такие изменения, которые делают жизнь совершенно неузнаваемой. Скорость внедрения технологий будет только увеличиваться и мерить его старыми шаблонами нельзя. Если родители смогут преодолеть свои представления о реальном мире, то смогут помочь ребенку сориентироваться и более успешно устроиться.

Те, кто будут выпускаться через 5-7 лет уже будут конкурировать не только между собой, но и с искусственным интеллектом. В будущем востребованы будут профессии, которые не могут заместить роботы. И конечно, профессии, которые основаны на поиске нестандартных решений, подходов, схем — на креативном творческом мышлении. А также профессии, связанные с биотехнологиями, искусственным интеллектом, созданием новых лекарств и вакцин; высокотехнологичные сферы – оборонная, космическая, нанотехнологии. Эти сферы будут финансироваться. Актуальны профессии, связанные с коммуникациями и коммуникационными технологиями. Среди гуманитарных востребованы любые знания об обществе, но они активно меняются сегодня, а сфера образования пока за ними не успевает.

Даже большинство ВУЗов сегодня дает образование не адекватное реальности, а преподавание ориентировано на старую схему, ограничено использование современных технологий. Поэтому лучше выбирать глубоко академические направления образования, классические университеты и ведущие вузы страны, либо что-то очень новое, использующее то, что происходит здесь и сейчас, сверхсовременные направления. Иначе можно потратить 4-5 лет лишь на то, чтобы оттянуть момент выбора профессии. Конечно, можно уже работая, параллельно искать пути самореализации.

Да, мы живем в уникальное время. Наши предки не имели такой возможности и были вынуждены выбирать ту профессию, которая гарантировала бы выживание рода. Профессия часто передавалась по наследству. В индустриальный период массовое производство требует массовых кадров. Сейчас эта массовость растворяется, так как производительность труда достигла такого уровня, что меньшее число людей требуется для удовлетворения нужд производства. И какую бы профессию Вы не выбрали в соответствии со своими задатками и дарованиями, она все равно вас прокормит. Удача тем, кто изобретает новые профессии. Остальные попадают в высококонкурентную среду. А спроса на массовые специальности уже нет. Так зачем же тратить большое количество времени на то, что не нравится делать?

Как влияет объективная реальность на выбор профессии?

Как влияет объективная реальность на выбор профессии?Когда-то профессия передавалась по наследству из поколения в поколение. Меняются времена, правила, условия жизни. Меняется и рынок труда. В разные периоды одни профессии пропагандируются, другие уходят в тень, возникают новые, исчезают устаревшие. А те, которые сохраняются веками, постоянно трансформируются, совершенствуются.

Сейчас наблюдается культ интеллектуального труда и повальное стремление к высшему образованию. Когда-то мечтали быть моряками, летчиками, космонавтами, а теперь чиновниками, шоуменами. В приоритете оказались те профессии, которые дают власть, деньги, популярность. Многие ли теперь мечтают стать врачами скорой помощи, строителями мостов, и уж тем более, часовщиками? Потеряно уважение ко многим рабочим специальностям, мастерам с «золотыми руками» — «не модно, не престижно». А вместо этого многие предпочитают «парить себе мозг» в офисах, с трудом осознавая, что занимаются не своим делом, пока не затошнит.

Артем Кулябин, семейный психотерапевт, травматерапевт, ведущий психологического киноклуба «Два человека», руководитель психологического центра «Хорошее решение»

Выбор профессии кардинально важен для мужчины
Выбор профессии кардинально важен для мужчины. Для него это основная цель жизни. А для женщины есть приятный бонус — семья. Не реализовавшийся мужик, не имеющий возможности заниматься любимым делом, хронически не уверен в себе и производит впечатление сломленного человека. Либо очень деловитого, так как прячет это за внешней, показушной успешностью.

Но и жизнь часто влияет на выбор профессии. Бывает, что это зависит не от желаний и способностей, а, например, от семейной истории. Если семья переживала войны, голод, бедность, потерю кормильцев, тяжелые болезни, насилие, тогда выбор падает на ту профессию, которая позволяет как бы защитить семью, выжить в подобной ситуации, хотя этой ситуации уже нет 20, а может и 100 лет.

Травмированный трагедией семьи, ребенок сам может принять подобное решение – защищать семью, и выбрать работу в прокуратуре, полиции, или стать бизнесменом, юристом, врачом и др. Или родители, исходя из своего грустного опыта и представлений, подталкивают к этому. Кроме того, история каждой семьи тесно переплетается с историей страны, общества со своими культуральными особенностями. Также могут повлиять кризисные периоды в государстве, когда нет возможности заработать в какой-то профессии.

Другие ситуации, когда родители хотят по наследству передать дело всей своей жизни, свой бизнес. Или напротив, не имея возможности самим реализоваться, они подменяют цели ребенка и ориентируют его на исполнение своей мечты (стать музыкантом, ученым и т.д.).

Есть и другая причина неверного выбора профессии. Детям бывает очень трудно самоопределиться. Это происходит, когда они находятся под шквалом негативных оскорблений («балбес», «придурок», «бестолочь и пр.) со стороны родителей и «опытных» педагогов. Чаще дети получают социально-приемлемую, интеллектуально камуфлированную критику, которая не меньше разрушает психику, чем жесткий негативизм. А именно, когда сравнивают его с другими детьми или акцентируют внимание на его недостатках и не успехах, при этом не ставя задачей выявить его природные способности, развивать их и поддерживать.

Принимая во внимание все выше перечисленные причины, представьте, под каким «прессом» находится современный ребенок. Понятно, что у него истинный выбор профессии стремится к нулю.

Огромное количество негативных оценок, бесконечное принуждение делать то, что не интересно и не всегда понятно. Отсутствие похвалы и объективности, масса требований. Навязывание жестко конкурирующей среды сверстников в погоне за престижностью и респектабельностью. А если к этому добавить унижение и насмешки сверстников за несоответствие? Тогда единственной целью часто становится выживание. Не удивительно, что они не в состоянии определить свои желания и стремления.

Субъективная реальность, или как мы выбираем свои дороги.

54
Кто-то практически с детства знает, кем будет и достигает своей цели. А за кого-то вообще родители решают, свято веря, что точно знают, как их ребенку быть счастливым, и не важно, что реальность уже изменилась. Одни люди считают, что есть свое призвание, которому посвящают всю жизнь. Иные постоянно находятся в поиске, меняя разные профессии, может быть растерявшись и не понимая, в чем их предназначение. А может они не желают ограничивать свои разносторонние интересы и возможности, стремясь к постоянным переменам и расширению пространства. Кто-то вообще считает, что призвание – выдумка, и всегда есть свобода выбора.

В одном сериале главному герою задают вопрос: «Почему ты стал писателем?». Ответ звучал примерно так: «В детстве я мечтал быть космонавтом. А когда вырос, решил, что это скучно, интереснее быть военным. Когда я стал военным, оказалось, что там надо подчиняться, а я этого не люблю. Тогда я стал журналистом, но оказалось, что там надо говорить правду. И я стал писателем, ведь там писать правду не обязательно.»

По-разному мы сплетаем свою судьбу, ведь наша работа часто определяет наш образ жизни, ее условия. Кто-то предпочитает сидеть на одном месте, а другому постоянные перемены подавай, служебные путешествия. Кому романтику, а кому стабильность.

В детстве часто мечтают о каких-то романтических профессиях, скорее всего стремясь сделать свою жизнь приключением. Впрочем, мотивы могут быть разными: «В детстве хотела стать врачом-хирургом, как мама, потом продавцом – думала, что продавцы домой всё бесплатно берут.» Нередко, вспоминая о своих несбывшихся детских мечтах, одни говорят «не судьба», «времена были не те», другие — «видимо кровь родительская взяла свое». А кто-то повествует, что эта самая судьба практически подсовывала им удачные шансы, а им приходилось только доверятся ей и собирать свои лавры.

Судьба и профессия тесно взаимосвязаны. Что и чем определяется — вопрос спорный. И только от человека зависит, как управлять этим процессом: сидеть и ждать удобного момента, или активно искать шансы. Слушать советы окружающих, или прислушиваться к своим мыслям, чувствам. Оправдывать ожидания родителей или принимать свои решения. Смотреть с завистью на тех, кто достигает вашей детской мечты, или упорно искать применение своим способностям и развивать новые. Свои ресурсы можно корректировать, впрочем, как и мечту. Ведь бывает и так: «Хотел быть дальнобойщиком в детстве, слава богу, что не стал. Как подумаю, аж волосы дыбом».

Для достижения счастья могут потребоваться разные способы, но главное адекватно оценить свою объективную и субъективную реальность и найти свой счастливый путь. Потому, что очень грустно читать на форумах такие послания: «Хотел стать дальнобойщиком, но мама заставила пойти на высшее, вместо ПТУ. Назло ей получил два диплома и сейчас офисный планктон, что нисколечко не радует». «Хотел стать хоккеистом, стал программистом средненьким. Родители, не запрещайте детям заниматься тем, что им по душе». Каждый сам решает, чьи советы слушать, а чьи нет.

Но важнее всего понимать самого себя- свои потребности, возможности, способности и точки роста, чтобы быть кузнецом своего счастья и не винить никого.

Алексей Галкин, педагог–психолог, детский психотерапевт

провести жизнь, занимаясь одной работой 30-40 летСуществует два пути: можно провести жизнь, занимаясь одной работой 30-40 лет, не развиваясь, не меняя судьбу; и другая история, когда человек развивается и работает не только ради выживания. Интересно развиваться, быть тем, кто сам себя сделал.

Есть грустная статистика – только 40% людей работают по профессии. Как часто люди 5-6 лет обучаются в ВУЗе, вкладывают в это деньги, но закончив, понимают, что потеряли время. В 15-17 лет подростки еще не готовы к выбору профессии. Важно понимать, от каких факторов зависит успешный выбор человека и как могут помочь педагоги и родители.

Важно видеть ЛИЧНЫЙ путь к успеху. Для этого нужно ответить на 3 основных вопроса: что я ХОЧУ; что я МОГУ; какими ЛИЧНОСТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ обладаю – мои сильные и слабые стороны.

Когда человек занимается своей профессией с удовольствием, получаю от этого радость, энергию и работа для него не трудна — это счастье. В итоге, он старается работать лучше, хочет развиваться, повышать свою квалификацию. Тогда он становится лучшим специалистом, планирует новые проекты. Значит будет повышаться и зарплата. При этих условиях достаточно много шансов быть в профессии успешным.

На работу мы тратим от трети до половины жизни. И какой будет эта жизнь, когда профессия выбрана неправильно? Человек продает свое время за деньги, но его раздражает работа, клиенты, руководство и коллеги. Поэтому важно понимать, что нравится делать, от чего получаешь удовольствие, чтобы построить свою модель успеха.

Представьте шкалу удовольствия от 0 до 10. Есть дела, которые приносят вам удовольствие на +10 и +9. А есть дела, которые забирают энергию на — 8 и — 7. Настоящее хочу лежит в той области, что очень нравится делать. У каждого есть потребности и ценности, то для чего выбираем профессию. Разобраться с этим, ребенку помогает игровое упражнение. Представь, что можешь переместиться в любой мир – будущее, прошлое, фэнтези и т.д. Пофантазируй и ответь на 3 вопроса. Кто ты? Откуда прибыл? Какая у тебя миссия? Так старшие школьники могут выделить свой профессиональный интерес. Среди школьников в таких играх можно было выделить группу супергероев — это профессии, где помогают людям, спасают. Желающие попасть в группу «золотой молодежи», могут заниматься дипломатией. Работа в экологии связана со сказочными существами, которые оберегают планету. Одним важен статус, другим — деньги, третьим интересна творческая работа, возможность создавать проекты, а кому-то необходимо общение.

Следующий шаг – это понимание своих возможностей. Например, «я хочу быть художником, но не умею рисовать». И тогда два варианта: понимать, что хочу еще, или учиться рисовать и нарабатывать это. В психологии есть понятие «способности». Психологи говорят, что способности влияют только на 10% успеха в профессии, 90% — это труд. Скажем, известный виолончелист Ростропович считался не самым способным. Говорили, что он брал усидчивостью, репетируя по 5-6 часов. Это помогло ему достичь успеха.

Важно, чтобы внутренняя картина мира человека совпадала с реальностью. Если у юноши неправильное представление о тех шагах, которые ему нужны для успеха, то и свою неудачу он будет тоже истолковывать неверно. Надо иметь достаточно информации о выбранной области, хорошо пообщаться с настоящим профессионалом.

Есть несколько ошибок, которые совершают молодые люди, выбирая профессию.

  1. Выбор под влиянием товарищей или за компанию. Это бывает, когда у человека нет ярко выраженных способностей и низкий уровень понимания своих желаний.
  2. Ориентир на мнение ближайших взрослых – родителей, учителей. Юноши испытывают тревогу и напряжение перед выбором, думая, что это выбор на всю жизнь – раз и на всегда. Проще доверится авторитетным взрослым, если чувствуешь себя слабым, неуверенным и несамостоятельным. Надо помочь человеку снять этот страх и рассмотреть несколько альтернатив. Необходима работа по самоосознанию — что же я хочу, что я могу. Бывает, что дети удивляются, слыша, что могут выбирать, что никому ничего недолжны и выбор зависит от них? Так бывает, если взрослые слишком давят своим авторитетом и подавляют желания ребенка.
  3. Ориентация на престижность и доходность. Это распространенная ошибка, когда выбирают не профессию, а образ жизни ее представителей (например, шоу-звезд), или внешней стороной профессии (врач спасает жизни людей). Так бывает, когда человек мало что знает о профессии, об особенностях самой работы, и обращает внимание лишь на внешний антураж. Важно иметь возможность побольше узнать о профессии, побыть в этой атмосфере, пообщаться с представителями. Хорошо дать детям поработать летом в интересующей области, понаблюдать изнутри. Так легче будет соотнести содержание работы со своими возможностями и потребностями.
  4. Перенос отношения к знакомому человеку на его профессию, если он нравится и хочется быть таким же. Личные качества не отделили от профессиональных и сложилась неверная картина. Важнее понять, есть ли у меня то, что необходимо в этой профессии.
  5. Отождествление профессии с любимым школьным предметом, ориентир на отметки. Такую ошибку часто совершают мальчики, думая, что если успехи в физике и математике, то нужно поступать только в технический вуз.

Атлас профессий будущего
Есть «Атлас профессий будущего». Там описано, какие профессии появятся уже к 2020 году и позднее, а какие исчезнут. Во многих областях автоматика заменит людей. Надо понимать, какой запрос общества сейчас существует, на какие профессии.

Выбирая, важно понимать, какие у тебя личностные качества. Оценить следует как сильные стороны, так и слабые. Часто наши недостатки — это продолжение наших достоинств. Какое-то качество для одной профессии может быть недостатком, а для другой – достоинством. Например, организованность. Есть профессии, где нужно все продумывать на неделю вперед (финансист, бухгалтер), или четко приходить в 7.30 на работу и все делать по времени. А есть профессии творческие, где свободный график, может быть удаленная работа. И на одной работе человек будет считаться неорганизованным, а на другой его спонтанность поможет быть ему креативным и более эффективным, работая в соответствии со своим личным ритмом. Важно понимать, какие основные качества нужны для каждой профессии.

Есть хороший тест «Профориентатор», разработанный МГУ. Он оценивает школьников по 3 параметрам: мотивы — что я хочу; интеллектуальные способности — что я могу, умею; и личностные качества. Это важные качества.

  • Уровень энергии. Определяет, насколько эмоциональной, спокойной, энергоемкой должна быть работа. Необходима минимальная активность (работа с компьютером, бумагами), где мало волнения и все под контролем? Или по силам работа, где в день 8 переговоров, 2 скандала, 140sms и несколько ответственных решений?
  • Вы спокойный и неконфликтный человек, готовый работать в команде? Или тот, кто себя везде считаем главным и незаменимым и ему вообще лучше работать самому на себя?
  • Уровень организованности. Вы человек, у которого все прописано на 3 недели вперед, но может быть не выносите, когда кто-то нарушает Ваши планы? Или Вы человек творческий и спонтанный, Вам нравится, и Вы способны работать не в жестких рамках и легки на подъем, даже среди ночи. Такие люди тоже востребованы, они могут давать хорошие идеи и работать одновременно над несколькими проектами.
  • Уровень эмоциональной стабильности. Насколько я могу выдерживать стрессы. Есть очень спокойные люди стабильные. Они могут работать в МЧС, быть топ менеджерами и работать с ситуации неопределенности. А есть эмоционально подвижные профессии, например, актеры, которые могут по заказу заплакать или засмеяться.

Для правильного выбора профессии необходимо понимать свои ценности - что мы хотим получать от работыДля правильного выбора профессии необходимо понимать свои ценности — что мы хотим получать от работы. От чего именно мы получаем удовольствие – от похвалы, результата или процесса. В чем смысл моей работы должен быть: самореализация, помощь другим и т.д.

Важно понимать картинку реальности, понимание, что мне необходимо, чтобы получить это образование. Что будет необходимо, чтобы быть успешным в этой профессии, одним словом, знать правила игры.

Необходимо понимать. Как мне нужно организовать свою жизнь, чтобы учиться мне было интересно. Необходим индивидуальный план обучения.

Если говорить о трендах, развиваться будет сфера IT, промышленный комплекс. Растет популярность удаленных профессий, когда, находясь на любом конце света можно через интернет делать определенную работу на компьютере, через скайп. Форсайт образования 2030 рассматривает такие тенденции.

Сейчас много говорят о компетенциях. Проектная компетенция – умение работать в рабочих группах над проектом, когда надо уметь взаимодействовать; понимать технологию проектной работы.

Еще одна компетенция — знание языков. Это позволяет читать интересные лекций зарубежных университетов. Лет через 10-15 образование можно будет получать по интернету, в том числе на иностранных языках.

Нужно обращать внимание не только на те предметы с которыми связана профессия, но и на те, которые дают другие компетенции. Можно проходить тренинги. Так умение общаться и ответственность сейчас считаются самыми востребованными у работодателя качествами профессионалов. Поэтому необходимо учить детей коммуникативным навыкам. Учить осознанно принимать решения и ответственно их выполнять. Это важно, но, к сожалению, этому не всегда учат в школе.

Источник Журнал красоты и здоровья.


Заказать обратный звонок от психолога


Соглашаюсь на обработку персональных данных